- В каком исходном состоянии находятся программные продукты.
- Какие ключевые разделы программного продукта нужно внедрить.
- Какие компетенции должны быть у команды.
1. Какие бывают исходные состояния
По нашему опыту, клиенты приходят с двумя исходными состояниями:а) Много информационных баз различных конфигураций. Часто данные между ними даже не синхронизируются. Частый пример: установлены 1С:Управление торговлей, 1С:Бухгалтерия и 1С:Зарплата и управление персоналом, а синхронизации нет.
Бывает, что в компании установлены несколько различных баз идентичных конфигураций для решения задач учета. Например, учет на складе и учет закупок в отдельных базах. В данном варианте есть такие трудности:
- Собирать консолидированную отчетность по компании — настоящее испытание. Может занимать неделю и больше.
- Достоверность учета под вопросам. Данные могут разниться из-за разных информационных баз. Например, если сложно контролировать достоверность данных по остаткам материалов в производстве, может начаться бесконтрольное списание материалов.
- Трудно аргументировать финансовую отчетность. Например, дебиторская задолженность не подкреплена первичным документами, а значит, в случае возникновения исковых требования предоставить нечего.
б) Учет настроен, но софт скоро снимут с поддержки. Например, 1С:Управление производственным предприятием 8. В этом случае нужно перейти на современный продукт с целью сохранить текущий учет и оптимизировать его с учетом возможностей нового софта.
2. Какие разделы программного продукта нужно внедрить
Глобально мы делим процесс на следующие подразделы:- Финансовый (управленческий) учет — для формирования достоверной финансовой отчетности, организации бюджетирования в компании с использованием встроенной подсистемы.
- Оперативный учет — для получения достоверных данных в реальном времени. Например: остатки и резервы товаров, продукция клиента в производстве, какие материалы нужно закупить и когда.
- Регламентированный учет — для формирования бухгалтерских отчетов. Использует данные финансового учета и правила их отражения в регламентированном учете.
- Кадровый и зарплатный учеты — для расчета зарплаты, премий, налогов, взносов и кадровых перемещений.
3. Сколько же нужно программистов
Каждый проект уникален, поэтому мы подбираем команду исходя из требований заказчика и специфики его бизнеса. На каждую задачу — свой специалиста, потому что универсальных профессионалов очень мало (и они редко берутся за комплексную работу). Обычно получается так:- Финансовый и регламентированный учет — один специалист.
- Оперативный учет — один специалист. Если нужно внедрить пооперационное планирование, придется привлечь еще одного специалиста.
- Кадровый и зарплатный учет — один специалист.
- Создание дополнительных печатных форм, отчетов, написание методик и правил переноса данных из прежних программных продуктов, создание специализированный рабочих столов для сотрудников — один или два программиста.
- Соблюдение технологии внедрения программы, ведение команд исполнителя и заказчика к результату, выполнение всех пунктов устава проекта — один менеджер.
Получается, в среднем нужно 5–7 профессионалов со знанием внутренней архитектуры и методики учета. В этом случае срок внедрения ERP с учетом исполнения технологии составит от 7 месяцев.
Основная проблема с внедрением заключается в нехватке кадров. Ранее мы рассказывали, как правильно искать 1С-программиста. Если учесть требования к специфическим знаниям, то таких квалифицированных специалистов катастрофически мало.
При этом заменить специалистов трудно. Например, если в компании есть бухгалтер, который среди прочего занимается расчетом зарплаты, это не значит, что он может выступить методистом 1С. Ведь у него нет специфических знаний программы, нет опыта и понимания правильных методик и архитектуры программы, чтобы выполнить процесс перехода быстро и без ошибок.
Именно поэтому на внедрение ERP нужно несколько профильных, сертифицированных специалистов.