Блог

Почему важно начать работу с типовым решением, а только потом дорабатывать его

Когда к нам обращается клиент, который хочет автоматизировать учет, мы демонстрируем решение в тестовом контуре. Создаем базу данных в 1С, подгружаем типовые документы, воспроизводим учетные процессы и показываем, как сотрудники будут работать с документами. Это снимает ряд вопросов, например, будет ли удобно пользоваться программой автоматизации и справятся ли сотрудники с функционалом. 

Однако клиент нередко просит что-нибудь доработать: добавить дополнительное поле, разработать меню или переписать текст на кнопке. Так, мол, будет удобнее. Наша первая реакция на подобное пожелание: «Почему думаете, что так будет лучше, если не пробовали работать с возможностями программы по умолчанию?»

Вот наши аргументы, почему с точки зрения рациональности стоит сначала попробовать типовое решение:

1. Чтобы оценить удобство программы, нужно поработать с ней хотя бы несколько месяцев. Демо-версия дает лишь первое впечатление, которое бывает ошибочным. Реальные преимущества (и неудобства) программы выявляются только при длительном использовании.

2. С программой работают сотрудники, поэтому важно проверить, что удобно именно для них. Это можно сделать, только дав им поработать в программе. В результате станет понятно, есть ли в программе проблемные места, и что нужно доработать, чтобы оптимизировать работу.

Например, пользователь создает в базе заказ клиента и вносит туда данные по продукции которую клиент будет покупать. Затем после создания заказа он проводит документ «Заказ на производство». Создание занимает время, а можно еще и попросту забыть об этом документе. Проработав какое-то время в таком режиме, мы определили порядок и правила, по которым должен создаваться документ «Заказ на производство» и выполнили необходимую доработку конфигурации. 

В этом случае мы предлагаем без изменения типовой конфигурации стандартными возможностями платформы сделать программное создание документа заказ на производство (со всеми заполненными полями) в момент проведения заказа клиента. Сотрудники меньше тратят время на работу с программой и не делают лишние действия.

3. Любая доработка 1С — это время программистов, которое стоит дорого. Целесообразные доработки обычно обходятся в ~20% от стоимости типового решения. Но если дорабатывать все подряд, стоимость «раздувается» и до 100% от типового решения. При некоторые доработки бывают не только бесполезны, но и вредны. И когда клиент получает крупную смету, ему может показаться, что автоматизация — это вообще невыгодно. Хотя на самом деле нужно просто не торопиться с доработками.

4. Все доработки нужно будет переделывать. Бизнес тесно связан с различными интеграциями: ЭДО, электронной отчетности, онлайн-кассой, системой маркировки. Они совершенствуются: меняется их внутренняя архитектура — код, объекты конфигурации. Чем больше доработок, тем дольше и дороже будет ее сопровождение.

Когда нужно дорабатывать функционал 1С

Клиент бывает полностью прав в своем желании доработать программу. Например, если отчет не нравится или бизнес уже шагнул так сильно вперед, что базовый функционал программы не решает задачи.

Отчет не подходит. Например, если клиент еще на демонстрации сразу видит, что форма отчетности не дает нужную информацию. Если типовые формы не удовлетворяют клиента, мы дорабатываем софт без лишних вопросов.

Бизнес сильно вырос. Если бизнес развивается, неизбежно меняются процессы, поэтому нужно вовремя проводить модернизацию. Для этого рекомендуем примерно раз в год проводить аудит: соответствует ли решение требованиям текущих процессов. Если нет — пора составлять задание для доработки программы. 

Иногда вместо модернизации нужно рассматривать переход на более сложные программные продукты. Иначе есть риск превратить программу в монстра и усложнить ее сопровождение, просто отсрочив неизбежный переход.

Также нужно обратить внимание на отраслевую специфику. Например, если нужен параллельный учет товаров, продукции и прочее одновременно в двух единицах измерения, стоит рассмотреть уже готовое решение, а не производить серьезную доработку простой программы. Причина: такие изменения обычно фундаментальны, и последующее сопровождение становится слишком дорогим. Ведь всегда нужно будет производить адаптацию уже внедренных изменений. 

Поэтому мы внимательно слушаем клиента и предлагаем решения, чтобы правильно подобрать программу на начальной стадии и не расплачиваться в будущем за поспешные решения.