Блог

Как настроить достоверную финансовую отчетность

Мы уже рассказывали про важность автоматизированного управленческого учета: приводили требования, которые нужно к нему предъявлять, и говорили о преимуществах. Теперь поговорим об управленческой отчетности: как сделать её прозрачной, чтобы привлечь инвестиции. 

Когда в компании настроена прозрачная и достоверная отчетность, руководителю значительно проще принимать эффективные управленческие решения. В любой момент можно посмотреть, из чего складываются доходы, какие компания понесла расходы и почему. Основные финансовые показатели и их динамику можно смотреть хоть каждый день. Такая система отчетности привлекает и инвесторов. 

В этом помогает автоматизация трех основных управленческих отчетов:
  • Финансовая модель. Доходы, расходы, прибыль и её плановые и фактические показатели.
  • Отчет о движении денежных средств. Показывает, от кого получили деньги и кому и сколько заплатили. 
  • Управленческий баланс. Показывает активы компании, капитал и задолженность.

Любую отчетность можно нарисовать, но опытный инвестор быстро отличит подделку, задав несколько вопросов. Ведь когда отчетность прозрачная, собственник всегда может аргументировать и обосновать каждую цифру первичным документом, а также сверить несколько показателей из разных форм отчетов с данными из банка или актов сверок. С рисованной отчетностью ответить на эти вопросы невозможно. 

Как добиться прозрачности

Составить финансовую модель бизнеса или направления. Определить основные доходы, расходы. Лучше всего сделать это в электронной таблице.

Составить перечень финансовых движений, поступлений и списаний. 

Подобрать программный продукт, который подходит для вашего вида деятельности. Для этого лучше всего обратится к официальному партнеру 1С, который готов выделить время и провести интервью, задать ряд уточняющих вопросов и после этого предложить наиболее подходящую программу под вид деятельности компании и её масштаб.

Найти подрядчика, который сможет:
  1. Проанализировать финансовую модель, перечень поступления и списания ДДС.
  2. Переложить их на готовые формы управленческой отчетности: отчет о прибылях и убытках и движения денежных средств.
  3. Определить методику учета в программе для последующего обучения сотрудников.
  4. Перенести необходимые остатки, настроить программу и обучить сотрудников.

Далее 1С нужно сопровождать: устанавливать обновления, решать вопросы пользователей и следить, чтобы необходимые для отчетности данные были внесены в программу. Обычно этим занимается финансовый директор. Он контролирует формирует отчетность и контролирует достоверность данных, чтобы отчетность можно было защитить перед инвесторами. А сотрудники компании просто вносят информацию в 1С. 

На практике найти квалифицированного финдиректора сложно и затратно, поэтому имеет смысл рассмотреть вариант аутсорсинга. Это аналогично аутсорсингу бухгалтерского учета.

Можно ли настроить отчетность самостоятельно

Можно, если иметь специализированные знания и, желательно, опыт. Ведь как показывает практика, трудности начинаются еще на этапе подбора программы и её настройки. Также важно ставить акцент именно на достоверности финансовой отчетности. По нашему опыту, вместо этого предприниматели часто фокусируются на визуальном отображении информации. Это как раз можно оставить на потом.

Мы понимаем, что за успехом проекта стоит многое, не только автоматизация учета. Но именно достоверный управленческий учет делает компанию прозрачной, а следовательно и привлекательной для инвесторов. Никто не хочет вкладывать деньги в бизнес, где активы обеспечены не понятно чем, а реальные доходы и расходы неизвестны. Когда всё видно как на ладони и можно контролировать процесс в реальном времени, инвестиционный интерес возрастает. Компания получает деньги для развития и выхода на новый уровень.